В настоящее время услуга по поиску и подбору персонала («Рекрутмент») широко распространена в России. Ее предоставляют свыше 1200 кадровых агентств по всей стране. Востребован Рекрутмент у многих тысяч компаний-клиентов. Существующие правила и нормы оказания этой услуги сложились стихийно, в процессе становления российского рынка кадровых услуг. Однако большинство из них не являются общепринятыми в профессиональном сообществе: каждое агентство оказывает услугу сообразно своим профессиональным и этическим ориентирам. 
В других странах существует ряд национальных стандартов услуги «Рекрутмент». Однако зарубежные аналоги не воспринимаются российским профессиональным сообществом как обязательные к выполнению по понятным причинам: Ни один из них не отражает в полной мере специфику российской практики оказания услуг по подбору персонала; Такие стандарты не соответствует в полной мере традициям отечественной технологии и методологии поиска и подбора персонала. Однако рынок не стоит на месте, и наступил момент, когда потребность в создании отечественного стандарта услуги «Рекрутмент» стала очевидной. 
Назрела необходимость в «общей платформе» для терминологии, технологии предоставления услуги, регламентации этических принципов и других составляющих процесса рекрутмента. Настало время не просто перенять зарубежный опыт, а создать основу современной и высококачественной услуги в соответствие с современными российскими реалиями и лучшими отечественными практиками. 
«Подтверждение того, что на рынке сформировалась потребность в стандартизации услуги «Рекрутмент» мы получили в ходе проведенного исследования, - комментирует генеральный директор рекрутинговой компании «Бигл» Наталья Фридрикова. «Мы спросили HR-менеджеров, насколько им помогло бы наличие единого стандарта при выборе рекрутинговой компании. 45% работодателей посчитали, что это полезная информация, являющаяся нормой во всем мире. Также мы предложили HR-менеджерам посмотреть на стандарты и с другой стороны – с точки зрения внутреннего использования. Большинство опрошенных (53%) ответили, что такой стандарт будет полезен и при работе с внутренним заказчиком, и они готовы внедрить его в своей компании или усовершенствовать на его основе внутренние процессы и процедуры». 
В 2014 г. рабочая группа в рамках Федерации Рекрутмента Национальной конфедерации «Развитие человеческого капитала» (НК РЧК) приступила к разработке российского Стандарта услуги «Рекрутмент». В Конфедерации уже накоплен практический опыт в области подготовки стандартов HR-услуг: в 2013 году Федерацией Оценки персонала НК РЧК был разработан первый в России «Стандарт Центра Оценки», текст которого будет опубликован в журнале «Организационная психология» в 1 квартале 2014 года. Успешный опыт коллег вдохновил нас и помог в создании проекта российского Стандарта услуги «Рекрутмент» - первого отраслевого стандарта в области поиска и подбора персонала.  
В рабочую группу вошли ряд экспертов из ведущих российских и международных кадровых компаний (см. стр. 1 Стандарта), которые в течение полугода собирали, анализировали и обсуждали огромное количество материалов, которые легли в основу текста Стандарта. Поскольку в каждой компании имеются свои многолетние традиции оказания услуги «Рекрутмент», нам пришлось находить множество компромиссов и достигать взаимоприемлемых решений, чтобы получить именно общероссийский Стандарт, а не внутренний регламент отдельно взятой компании. Это были непростые и интересные дискуссии, порой – «баталии». Нам всем было важно поделиться накопленным за десятилетия опытом и передать его не только профессиональному сообществу, но и всем участникам рынка труда. Работать в цивилизованной среде намного приятнее и эффективнее, чем в ситуации неопределенности без четких правил.  
Как это нам удалось – вы можете оценить, ознакомившись с текстом проекта.  Затем к обсуждению проекта Стандарта мы пригласили профессиональное сообщество России: рекрутеров, представителей HR-служб компаний всех отраслей, преподавателей вузов, представителей регуляторов, провайдеров других HR-услуг – всех тех, кто обладает практическим опытом в рекрутменте и был готов внести свой вклад в новое для современной России дело стандартизации кадровых услуг.  По результатам обработки откликов и предложений изначальный текст был существенно доработан. В начале 2015 года текст Стандарта был переведен на английский язык и предоставлен для экспертизы международным экспертам. 
Их отзывы подтвердили важность и нужность проделанной нами работы: «Стандарт – хорошо проработанный и детализированный документ с конкретными задачами и целевой аудиторией. Важно то, что Стандарт учитывает именно российскую специфику в области законодательства, этических принципов, терминологии, документооборота и технологии рекрутмента. Он может служить компетентным проводником для клиентов, помогающим оценить качество услуги.  Особенно хотелось бы отметить положение Стандарта, четко прописывающее обязательство рекрутинговых компаний не взимать плату с кандидата – этого правила придерживаются все компании-члены Ciett во всем мире, это один из ключевых признаков цивилизованного рынка рекрутмента. Ваша команда проделала значительную работу и создала документ, который может дополняться и совершенствоваться с развитием информационных технологий». 
Sandro Pettineo 
Policy Advisor and Ciett & EuroCiett 
«Прежде всего, хотел бы отметить достойные и в лучшем смысле слова амбициозные цели данного документа. Особенно - Формирование современного, подтвержденного практическим опытом, представления об услуге «Рекрутмент», повышение ее статуса в глазах государства, регуляторов, вузовского и профессионального сообщества, а также улучшение бизнес-культуры всех участников процесса рекрутмента.  Я безусловно согласен с важностью и необходимостью внедрения стандартов услуги «Рекрутмент» в России. Мне импонирует коллективная работа экспертов, представляющих ведущие кадровые компании российского рынка. Думаю, что объединенные усилия этой проектной команды позволили достичь основных целей этого проекта. Конечно, документ можно совершенствовать в деталях в зависимости от меняющихся реалий российского рынка и развития современных технологий. Главы  2 и 3, дающие определение услуги, ее технологические этапы, цели и задачи выполнены по-настоящему прекрасно, что делает стандарт документом действительно высокого качественного уровня». 
Giancarlo Pozzoli  
International Senior Director, Wyser, GI Group  
В работе над Стандартом рабочая группа руководствовалась следующими целями: 
1. Упорядочение деятельности и повышение качества оказания услуги «Рекрутмент». Повышение уровня преподавания профильных дисциплин и подготовки специалистов в области  поиска и подбора персонала. 
2. Информационная поддержка сотрудников клиентов, принимающих решения о закупке услуги «Рекрутмент» и взаимодействии с провайдерами. 
3. Информационное обеспечение экспертизы по оценке качества оказания услуги «Рекрутмент». 
4. Повышение статуса Рекрутмента в глазах государства, регуляторов, вузовского и профессионального сообщества. 
Что собой представляет Стандарт? В документ включены: 
обоснование термина «Рекрутмент» и подробный глоссарий с терминологией,
описание специфических признаков и технологических этапов услуги «Рекрутмент»
описание документооборота, использования информационных технологий, требований к рекрутерам, этические нормы и требования к конфиденциальности информации, применимые при оказании услуги «Рекрутмент». 
Комментирует Ольга Овчинникова, операционный директор Wyser Russia:  
После принятия Стандарта, безусловно, многое предстоит сделать, для того, чтобы он не остался лишь правильным документом, а стал практическим руководством, «живой» нормой как для поставщиков услуги рекрутмента, так и для их клиентов. Отсутствие или несоблюдение этических норм между провайдерами, клиентами и кандидатами на фоне стремительного развития новых технологий не в лучшую сторону изменило отношение клиентов к поставщикам и снизило ценность услуги в глазах клиента.  
С другой стороны, усложнение системы подбора во многих компаниях с отсутствием обратной связи существенно уменьшило привлекательность сотрудничества для многих поставщиков. А подавляющее большинство кандидатов на позиции всех уровней отмечают, что ответом на резюме или даже пройденное интервью даже со стороны крупных и именитых компаний является молчание. В итоге все стороны несут репутационные и – прямо или косвенно – финансовые потери. Поэтому одна из важнейших задач, которую мог бы решить Стандарт на практике, - это установление высоких этических норм во взаимоотношениях всех трех сторон процесса рекрутмента, а также формирование уважительного отношения участников к труду и времени друг друга.  
Другой важной задачей, решению которой может способствовать Стандарт, является повышение качества услуг отрасли в целом, поскольку при наличии «живых», работающих норм, которыми руководствуются провайдеры и клиенты, поставщикам некачественных услуг будет сложнее работать в условиях своего несоответствия этим стандартам.  
Конечно, Стандарт не является юридической нормой. Инициаторы исходят из того, что он станет культурной и этической нормой, которую все участники процесса рекрутмента добровольно примут для поддержания высокого качества оказываемой услуги и развития цивилизованного рынка кадровых услуг. Положения стандарта, описывающие услугу «Рекрутмент», являются практическим руководством и задают минимальный объем требований. 
Тем не менее, по словам Виктории Пятницы из ManpowerGroup, наличие профессионального стандарта деятельности всегда показывает высокий уровень развития индустрии и определяет параметры качества услуги. Единые стандарты оказания услуги «Рекрутмент» позволят и работодателям, и провайдерам кадрового рынка иметь общее понимание содержания сервиса, а образовательные учреждения смогут учитывать потребности рынка труда при разработке программ обучения и курсов повышения квалификации. 
Комментирует Валерия Дворцевая, Управляющий партнер «Визави Консалт»:
Очень важны этические нормы, прописанные в Стандарте. Особенно в сложные экономически времена, когда у многих компаний есть соблазн брать с кандидатов деньги за трудоустройство. Пожалуй, впервые за все время существования индустрии рекрутмента, появилось четкое и ясное разделение двух услуг: подбор персонала и трудоустройство.  
Создание данного Стандарта делит историю российского рекрутмента на две части: стихийно складывающиеся представления о содержании и качестве услуги до Стандарта и ясно описанные параметры профессионализма – с момента его появления. 
Татьяна Баскина

По материалам: personal.ru

Наши клиенты
  • Sony
  • Traektoria boardshop
  • Банк Уралсиб
  • Howden
  • Wilo
  • Артис
  • Спасибо от Сбербанка
  • Ozon.ru
  • The Moscow Times Conference
  • Ведомости
  • Epicor
  • Кредит Керамика
  • Галсэр
  • nne pharmaplan
  • Formatta
  • СК ЮСП
  • Tomas tokio
  • Revlon
  • Free lines
  • ООО Акваэкспресс
  • Arup
  • Candy
  • Дюйм
  • PlanA